Богачук Иннокентий Иннокентьевич

18.11.2020

БОГАЧУК Иннокентий Иннокентьевич.

 

Иннокентий Иннокентьевич Богачук из с. Ангыр Прибайкальского района Республики Бурятия, - замечательный представитель теперь уже редко встречаемых посказателей.

От него во время экспедиции 1990 года и в кратковременные последующие встречи записано около тридцати сказок (в том числе повторные записи), но знал он их гораздо больше: часть его сказок время унесло из памяти безвозвратно, другие сказки, из тех, что удалось ему вспомнить, но которыми не пришлось поделиться с собирателями, ушли из жизни вместе со сказочником, о чем как о величайшей потере нам приходится глубоко сожалеть.

В его репертуаре были и произведения других жанров: предания, былички, легенды, песни, главным образом, шуточные, которые они артистично исполняли вместе со своей супругой Анной Константиновной.

Родился И. И. Богачук в 1927 году в Сретенске Читинской области в казачьей семье. Сказки рассказывала и передала внуку бабушка Мария Прокопьевна, умерла она в 1942 году 86 лет от роду. По словам Иннокентия Иннокентьевича, ее сказки запоминал раньше "от слова до слова", по 2-3 ночи рассказывала. "Дожидаем, когда другой вечер настанет. Бегом к ней!".

Среди записанных от И. И. Богачука сказок много сюжетные повествования с чудесным содержанием и короткие сказки-анекдоты.

Серьезно, эпически спокойно вел он волшебную сказку, но тут же мог рассказать "побасенку", коротенькую сказку-притчу, или анекдот. Однажды во время записи погас свет, и нам зажгли свечку, Иннокентий Иннокентьевич тут же неожиданно и весело рассказал сатирическую сказку о скупых типа габровских анекдотов.

Первая из записанных сказка "Моложавые яблоки" – была рассказана не очень последовательно, многие моменты приходилось вспоминать по ходу рассказа. Позднее сказочник признался, что смущал его микрофон и неожиданность просьбы рассказать сказку (публикуется повторная запись). Вторая сказка "О сивке-бурке" тоже прозвучала как импровизация. К рассказыванию же третьей сказки "Змей Горыныч" Иннокентий Иннокентьевич приготовился заранее.

 Во время второй встречи сразу же объявил: "Ну, слушайте. В некотором царстве, в некотором государстве..." Но, закончив сказку, признался: "Правда, не так рассказал, как хотел, на ходу придумал. Забыл часть сказки, как рассказывала бабушка, и сам заполнил: клубка не было, она дала крылатого коня, первый - не такой силы, второй - посильнее. Своими словами заменил". В последующие дни, готовясь к очередному "сеансу", "собирал" сказку, восстанавливая в памяти хорошо известное когда-то повествование. Хочу такой сайт

Кроме сказок, усвоенных в детстве в семье, И. И. Богачук рассказывал и прочитанные, и услышанные от других сказочников.

Публикуемые сказки записаны группой русского фольклора Сибири Бурятского института общественных наук СО РАН: Р. П. Матвеевой и И. Г. Карасевой, расшифрованы с магнитофонной пленки И. Г. Карасевой, тексты сверены с магнитофонной записью и подготовлены к публикации Р. П. Матвеевой.

В публикации сохранены диалектные особенности языка, отточиями отмечены паузы-припоминания текста рассказчиком или сбои в повествовании.

Когда сборник был подготовлен к сдаче в издательство, из Ангыра пришло сообщение о кончине сказочника.

Публикуемые фольклорные произведения отобраны из материалов экспедиции 1990 года в Прибайкальский и 1996 года в Баргузинский районы Бурятии, организованных тематической группой русского фольклора Сибири Бурятского института общественных наук СО РАН.

Во время указанных экспедиций собран интересный и разнообразный материал, отразивший современное состояние фольклорной традиции Прибайкалья: сказки, несказочная проза, традиционные песни, в их числе и обрядовые, произведения малых жанров (заговоры, загадки, пословицы), воспоминания о некоторых обрядах, об исполнителях и бытовании произведений фольклора в прошлом.

Собранный материал не исчерпывает всего современного локального репертуара, но он отражает живое бытование устно-поэтического творчества, хотя, надо отметить, что повсеместный процесс затухания традиционного фольклора не миновал и фольклорную традицию Прибайкалья.

Библиография: Книги Матвеева, Р.П. Фольклор Прибайкалья: современные записи о сказках И.И. Богачука/ Р.П. Матвеева// Русский фольклор Сибири; художественный образ.- Улан-Удэ: издательство БНЦ СО РАН, 1997.- С.82-83.Матвеева, Руфина Прокопьевна. Русские сказки Прибайкалья: традиции бытования / Руфина Матвеева// Этнокультурное и фольклорное наследие монгольских народов в контексте истории и современности ;Институт монголоведения, буддологии,

тибетологии СО РАН. - Улан-Удэ, 2008. - С. 81-85. - Библиогр. в конце ст.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».