Участники
Педагог-психолог,
воспитатели.
Цель
Повысить
компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.
Задачи
Познакомить
со способами анализа и разрешения конфликтов; научить управлять
конфликтно-стрессовыми ситуациями и исполнять роль медиатора в группе;
проработать рациональные стратегии поведения и навыки конструктивного выхода из
конфликтных ситуаций.
Материалы
Листы
А4 и ручки; конфета; коробки разных размеров, которые вложены друг в друга по
типу матрешки; материалы к упражнениям; бланки теста «Тридцать пословиц».
Примерное
время
2
часа.
5
минут
Педагог-психолог
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
5
минут
Педагог-психолог
Конфликт возникает, когда люди не
могут достичь согласия и противостоят друг другу. Мы быстро забываем причины,
придумываем новые, приписываем чувства партнеру. Человек испытывает агрессию,
из-за этого ухудшается здоровье. Даже в самом дружном коллективе люди могут
конфликтовать. На работе мы можем конфликтовать из-за зарплаты, распределения
отпусков и трудовых функций.
Конфликт проходит несколько стадий.
Сначала стороны вступают в разногласия, одна из них осознает конфликт и
начинает развивать его. Предупредить конфликт можно в самом начале.
То, как мы выходим из конфликтной
ситуации, зависит от того, чьи интересы мы ценим больше: свои или партнера.
Если человек отстаивает свою позицию и соперничает с оппонентом, конфликт
усугубится. Избегают конфликта те, кто пассивно приспосабливается к интересам
другого.
Человек может наладить
сотрудничество и занять активную позицию в конфликте, если учтет и свои, и
чужие интересы. Компромисс – промежуточная позиция, которая совмещает в себе
активное и пассивное поведение.
Предложите педагогам пройти тест, чтобы определить стиль поведения в конфликтных ситуациях.
10
минут
Положите конфету в несколько коробок по принципу матрешек. Предложите воспитателям под музыку передавать друг другу коробку. Когда вы выключите музыку, педагог, который держит в руках коробку, должен быстро ее открыть. Когда вы снова включите музыку, он передает коробку дальше. Тот, кто откроет последнюю коробку, получит конфету. Обсудите игру с участниками.
Педагог-психолог
Если бы в коробке лежала не
конфета, а денежная сумма или дорогое украшение, в какие моменты мы могли бы
вступить в конфликт?
Из-за чего мы конфликтовали бы?
Как изменить правила игры, чтобы избежать конфликтов?
15
минут
Раздайте воспитателям материал «Типы людей, с которыми трудно общаться». Каждой группе выдайте карточку с обозначением одного из конфликтных типов личности.
Педагог-психолог
В одном детском саду воспитатель
собирала детей на прогулку и обнаружила, что родители Васи, которые привозят
ребенка на машине, забыли надеть ему рукавички. Папа положил ему в шкаф
запасные шерстяные носки. Чтобы руки ребенка не замерзли, воспитатель надела
Васе на руки носочки. Во время прогулки пришла мама Васи, увидела, что ее
ребенку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал.
Попросите каждую группу обсудить, что делала и говорила мама в зависимости от типа конфликтной личности на их карточке. Далее предложите инсценировать телефонный разговор, в котором мама пересказывает ситуацию подруге. Остальных участников попросите угадать, какой тип личности изображает группа.
Обсудите упражнение.
Педагог-психолог
Какие впечатления остались у вас от
упражнения?
В каком случае воспитателю труднее разрешить конфликт, а в каком – легче?
15
минут
Попросите воспитателей сесть в круг и раздайте карточки, на которых написаны замечания о внешности или поведении человека. Например, используйте замечания: «Ты слишком высокого мнения о себе», «Ты ведешь себя так, будто ты самая главная здесь», «Ты никогда никому не помогаешь», «Ты постоянно выступаешь с глупыми предложениями на педсоветах». Предложите педагогам по очереди обратиться к соседу справа и прочитать фразы. Сосед должен ответить на «выпад». Обсудите упражнение.
Педагог-психолог
Легко было выполнять задание?
Принимали ли вы близко к сердцу нелестное замечание о себе?
Какие способы вы используете, чтобы легче воспринимать негативную информацию?
10
минут
Педагог-психолог
Многих конфликтов можно избежать.
Чтобы не доводить до конфликта, мы извиняемся. Один берет на себя роль
виновного и просит прощения, а второй отвечает: «Ничего страшного».
Англичане не выясняют, кто виноват.
Извиняются обе стороны. Например, в магазине человек нечаянно задел кого-то и
попросил прощения: «I’m sorry». В ответ он тоже услышит «I’m sorry», что
означает «Простите, что я встал у вас на дороге». Если у человека плохое
настроение, он может умышленно задеть другого. Англичанин ответит ему: «Sorry».
Он говорит: «Извините, но конфликта не будет» или «Я сожалею, что у вас плохое
настроение, но мне не хочется ругаться с вами».
Предложите воспитателям последовать английскому этикету. Попросите свободно перемещаться по аудитории и дотрагиваться ладонью, локтем или плечом до плеча другого. Оба участника извиняются любым способом, например: «Sorry», «Извините, пожалуйста» или «Сожалею о случившемся». Поясните, что в упражнении нужно продемонстрировать свою вежливость. Выяснять, кто прав, а кто виноват, не нужно. Нельзя использовать, например, варианты: «Ах, что вы. Это я вас задела», «Нет, нет, это вы меня извините» или «Ну что вы, какой пустяк, это вы простите меня». После того как участники извинились, они приветливо машут друг другу рукой и ищут новых партнеров.
1
Обсудите упражнение.
Педагог-психолог
Что вы чувствуете?
Как и в каких жизненных ситуациях можно использовать прием «Sorry»?
Подведите участников к выводу, что слова «Извините, конфликта не будет» достаточно не произносить вслух, а просто вспомнить их и вовремя остановиться. Попросите педагогов смоделировать ситуации общения с родителями, в которых можно использовать прием «Sorry». Воспитатели могут считать, что нет смысла извиняться в ситуации, в которой ты не виноват. Объясните, что они извиняются не потому, что сделали что-то не так, а потому, что хотят избежать конфликта, который им не нужен, и сохранить хорошее настроение.
5
минут
Педагог-психолог
Представьте себя атомами и свободно
перемещайтесь по комнате.
Называйте числа, например два или три, и попросите участников объединиться в молекулы с таким же количеством атомов. В конце упражнения попросите остаться в мини-группах.
15
минут
Предложите группам от имени героя сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы: «Сядь ко мне на носик, да спой еще разок». Попросите каждую группу обсудить и записать ответ Лисе. Отведите на задание 10 минут. Далее пригласите участников выступить и обсудите каждый ответ.
Педагог-психолог
Какие приемы использовал Колобок?
Какие способы использовали чаще?
Какие стратегии предпочитаете вы?
Какие приемы и почему вы используете редко?
15
минут
Предложите воспитателям сесть в круг. Раздайте карточки с высказываниями и попросите первого участника зачитать высказывание соседу слева. Чтобы ответить, сосед должен использовать техники активного слушания. Если участник затрудняется с ответом, попросите группу помочь. Обсудите ответ.
Педагог-психолог
Какие варианты конструктивного
отказа собеседнику вы бы использовали на месте
участника?
Для карточек используйте, например,
ситуации:
1. «Медицинская сестра вчера
сделала укол моему ребенку, после этого он отказывается идти в детский сад. Я
хочу, чтобы Вы помогли мне написать жалобу заведующей».
2. «Моя дочка не слушается меня дома, но слушается мужа, который считает, что я ее балую. Я с ним не согласна. Поговорите, пожалуйста, с мужем и объясните, что я правильно все делаю».
10
минут
Педагог-психолог
В работе педагог постоянно сталкивается с эмоциональными перегрузками. Чтобы
напряжение не вылилось в конфликт, используйте приемы эмоциональной разгрузки.
Напряжение помогают снять гимнастика, дыхание, танец или упражнение «Сосиска –
Кетчуп – Кока-кола».
Предложите воспитателям встать. Когда вы произносите «Сосиска», попросите изобразить удивление и поднять правую ногу в сторону. На слове «Кетчуп» участники хмурятся и поднимают в сторону левую ногу, на слове «Кока-кола» – улыбаются и танцуют, постепенно опуская руки.
10
минут
Предложите воспитателям ответить на вопросы (заполнить анкету).
Педагог-психолог
Понравился ли вам тренинг?
Насколько важными для вашей работы были темы тренинга?
Получили ли вы новые знания и навыки?