Участники
Педагог-психолог,
педагоги.
Цель
Организовать семинар-практикум для педагогов.
Задачи
Научить
педагогов избегать конфликтных ситуаций и использовать способы конструктивного
взаимодействия с родителями.
Материалы
Шпаргалка
«Приемы активного слушания для педагогов», схема «Прием “Я-высказывание”
для педагогов».
Примерное
время
45
минут.
В ноябре проведите с педагогами
семинар-практикум «Как общаться с агрессивно
настроенными родителями». Начните его с релаксационного упражнения. Поговорите
с воспитателями о необходимости контролировать позу при общении, использовать
технику активного слушания и «Я - высказывания». Проработайте конкретные
ситуации из практики воспитателей, чтобы закрепить материал.
1
минута
Педагог-психолог
Здравствуйте, уважаемые педагоги! В
нашей работе мы каждый день погружаемся в мир детства и непосредственности. Мы
играем вместе с нашими воспитанниками, учим их, воспитываем, смеемся рядом с
ними, а иногда огорчаемся. Но у этого мира есть еще одна сторона – это
родители, с которыми мы встречаемся каждый день. К сожалению, с ними не всегда
удается избежать проблемных коммуникаций.
Цель нашей встречи – научиться избегать конфликтных ситуаций и находить способы взаимодействовать конструктивно. Часто родители не до конца понимают значимость педагога, воспринимают его скорее как менеджера, при этом сами выступают в роли «заказчика». Случается, что родители не готовы разбираться в ситуации и ведут себя агрессивно по отношению к воспитателю. Мы поговорим о том, как сделать так, чтобы избежать таких случаев или выйти из них достойно.
10 минут
Педагог-психолог
Вначале выполним упражнение, которое
поможет нам побороть агрессию в себе. Сейчас мы мысленно «пройдем по туннелю».
Сядьте удобно. Мы будем извлекать волшебное тепло из наших рук. Для этого в
течение нескольких секунд потрите ладони друг о друга. Закройте глаза ладонями
так, чтобы получился «вакуум» вокруг глаз. Если есть возможность, обопритесь
локтями о стол. В таком положении можно сидеть несколько минут, но сейчас мы
ограничимся двумя минутами. Мы находимся в туннеле, вокруг нас – пустота и
спокойствие.
Педагог-психолог включает спокойную музыку и читает текст упражнения. Педагоги выполняют его.
Педагог-психолог
Здесь нам тепло и спокойно. В этом
туннеле мы можем постоять на месте, посмотреть по сторонам, сколько нам
захочется, а потом идти вперед. Впереди нас ждет что-то хорошее, доброе,
светлое. Мы идем, и нас ничего не беспокоит. В любой момент мы можем
остановиться и отдохнуть, а потом идти дальше. Нам хорошо и спокойно. И вот мы
дошли до конца туннеля и сейчас увидим свет, который принесет нам радость,
спокойствие, гармонию. Теперь мы откроем глаза.
Педагоги делятся впечатлениями: что почувствовали, хватило ли времени успокоиться.
10
минут
Педагог-психолог
Мы нашли один из способов, как
помочь себе побороть агрессию. А теперь попробуем разобраться, как вести себя с
агрессивно настроенным человеком. Часто наше состояние
показывает поза, и когда мы ее меняем, то можем поменять и состояние.
Давайте попробуем прочувствовать, как это происходит. Поделитесь на две группы
и встаньте друг напротив друга. Сейчас педагоги из первой группы должны
опустить плечи, ссутулиться и произнести слова: «Я вас боюсь». Педагоги второй
группы, напротив, расправят плечи, поднимут голову и произнесут: «Я это знаю».
Затем вы поменяетесь ролями.
Педагоги выполняют упражнение.
Педагог-психолог
Что вы чувствовали, когда стояли с
опущенными плечами в роли жертвы? Как видели «жертву» со стороны? Правильно ли
делают педагоги, когда выбирают «позу жертвы» в общении с родителями?
Педагоги отвечают на вопросы и подводят итог упражнению.
10
минут
Педагог-психолог
Поговорим о том, как вести
переговоры с родителями и подняться с позиции «жертвы» до уровня партнерского
общения. Посмотрите на три приема, которые помогают наладить конструктивное
взаимодействие. Это уточнение, парафраз, резюмирование.
Давайте разобьемся на пары и
проиграем ситуации с этими приемами. Первую ситуацию предлагаю я: «Разъяренный
родитель предъявляет педагогу претензии: “Почему Ваня в последнее время не
хочет идти в детский сад?”»
Педагог-психолог раздает педагогам шпаргалки с приемами активного слушания. Педагоги проигрывают ситуации в парах при помощи психолога, а потом самостоятельно.
Педагог-психолог
Что вы чувствовали в роли воспитателя, когда отвечали и при этом использовали приемы активного слушания? Что чувствовали в роли родителя?
Педагог-психолог
Давайте попробуем проиграть другие
ситуации и проверить, как приемы активного слушания сработают на них.
Педагоги предлагают свои примеры конфликтных ситуаций и проигрывают их в парах.
10
минут
Педагог-психолог
Упражнение «Я -высказывание» тоже
направлено на конструктивное взаимодействие. Я раздам вам схемы, как с помощью
этого приема реагировать на агрессивный выпад родителя. Вначале опишите
ситуацию языком фактов. Дайте точное название своему чувству: «я удивлена»,
«огорчена», «боюсь». Назовите причину, которая заставляет вас чувствовать
именно так.
Педагог-психолог раздает схемы и разбирает ситуацию «Почему Ваня не хочет идти в детский сад?». Педагоги проигрывают собственные ситуации в парах.
5
минут
Педагог-психолог
Наша встреча подходит к концу, и я
прошу вас об обратной связи. Что вам показалось интересным на семинаре - практикуме? Что вы будете применять в работе?
Чего не хватило?
Педагоги отвечают.
Педагог-психолог
Спасибо за совместную работу. Помните, что умение достойно вести себя в конфликтной ситуации говорит о том, что вы – зрелая личность, воспитанный и адекватный педагог.