Сценарий семинара-практикума для педагогов «Как общаться с агрессивно настроенными родителями»

Участники

Педагог-психолог, педагоги.

Цель

Организовать семинар-практикум для педагогов.

Задачи

Научить педагогов избегать конфликтных ситуаций и использовать способы конструктивного взаимодействия с родителями.

Материалы

Шпаргалка «Приемы активного слушания для педагогов», схема «Прием “Я-высказывание” для педагогов».

Примерное время

45 минут.

В ноябре проведите с педагогами семинар-практикум «Как общаться с агрессивно настроенными родителями». Начните его с релаксационного упражнения. Поговорите с воспитателями о необходимости контролировать позу при общении, использовать технику активного слушания и «Я - высказывания». Проработайте конкретные ситуации из практики воспитателей, чтобы закрепить материал. 

Приветствие

1 минута

Педагог-психолог

Здравствуйте, уважаемые педагоги! В нашей работе мы каждый день погружаемся в мир детства и непосредственности. Мы играем вместе с нашими воспитанниками, учим их, воспитываем, смеемся рядом с ними, а иногда огорчаемся. Но у этого мира есть еще одна сторона – это родители, с которыми мы встречаемся каждый день. К сожалению, с ними не всегда удается избежать проблемных коммуникаций.

Цель нашей встречи – научиться избегать конфликтных ситуаций и находить способы взаимодействовать конструктивно. Часто родители не до конца понимают значимость педагога, воспринимают его скорее как менеджера, при этом сами выступают в роли «заказчика». Случается, что родители не готовы разбираться в ситуации и ведут себя агрессивно по отношению к воспитателю. Мы поговорим о том, как сделать так, чтобы избежать таких случаев или выйти из них достойно.

Упражнение «Волшебный туннель»

10 минут

Педагог-психолог

Вначале выполним упражнение, которое поможет нам побороть агрессию в себе. Сейчас мы мысленно «пройдем по туннелю». Сядьте удобно. Мы будем извлекать волшебное тепло из наших рук. Для этого в течение нескольких секунд потрите ладони друг о друга. Закройте глаза ладонями так, чтобы получился «вакуум» вокруг глаз. Если есть возможность, обопритесь локтями о стол. В таком положении можно сидеть несколько минут, но сейчас мы ограничимся двумя минутами. Мы находимся в туннеле, вокруг нас – пустота и спокойствие.

Педагог-психолог включает спокойную музыку и читает текст упражнения. Педагоги выполняют его.

Педагог-психолог

Здесь нам тепло и спокойно. В этом туннеле мы можем постоять на месте, посмотреть по сторонам, сколько нам захочется, а потом идти вперед. Впереди нас ждет что-то хорошее, доброе, светлое. Мы идем, и нас ничего не беспокоит. В любой момент мы можем остановиться и отдохнуть, а потом идти дальше. Нам хорошо и спокойно. И вот мы дошли до конца туннеля и сейчас увидим свет, который принесет нам радость, спокойствие, гармонию. Теперь мы откроем глаза. 

Педагоги делятся впечатлениями: что почувствовали, хватило ли времени успокоиться.

Упражнение «Значение позы»

10 минут

Педагог-психолог

Мы нашли один из способов, как помочь себе побороть агрессию. А теперь попробуем разобраться, как вести себя с агрессивно настроенным человеком. Часто наше состояние показывает поза, и когда мы ее меняем, то можем поменять и состояние. Давайте попробуем прочувствовать, как это происходит. Поделитесь на две группы и встаньте друг напротив друга. Сейчас педагоги из первой группы должны опустить плечи, ссутулиться и произнести слова: «Я вас боюсь». Педагоги второй группы, напротив, расправят плечи, поднимут голову и произнесут: «Я это знаю». Затем вы поменяетесь ролями.

Педагоги выполняют упражнение.

Педагог-психолог

Что вы чувствовали, когда стояли с опущенными плечами в роли жертвы? Как видели «жертву» со стороны? Правильно ли делают педагоги, когда выбирают «позу жертвы» в общении с родителями?

Педагоги отвечают на вопросы и подводят итог упражнению.

Упражнение «Активное слушание»

10 минут

Педагог-психолог

Поговорим о том, как вести переговоры с родителями и подняться с позиции «жертвы» до уровня партнерского общения. Посмотрите на три приема, которые помогают наладить конструктивное взаимодействие. Это уточнение, парафраз, резюмирование.

Давайте разобьемся на пары и проиграем ситуации с этими приемами. Первую ситуацию предлагаю я: «Разъяренный родитель предъявляет педагогу претензии: “Почему Ваня в последнее время не хочет идти в детский сад?”»

Педагог-психолог раздает педагогам шпаргалки с приемами активного слушания. Педагоги проигрывают ситуации в парах при помощи психолога, а потом самостоятельно.

Описание: https://vip.1metodist.ru/system/content/image/240/1/-30796837/

 

Педагог-психолог

Что вы чувствовали в роли воспитателя, когда отвечали и при этом использовали приемы активного слушания? Что чувствовали в роли родителя?

 

Педагог-психолог

Давайте попробуем проиграть другие ситуации и проверить, как приемы активного слушания сработают на них. 

Педагоги предлагают свои примеры конфликтных ситуаций и проигрывают их в парах.

Упражнение «Я - высказывание»

10 минут

Педагог-психолог

Упражнение «Я  ысказывание» тоже направлено на конструктивное взаимодействие. Я раздам вам схемы, как с помощью этого приема реагировать на агрессивный выпад родителя. Вначале опишите ситуацию языком фактов. Дайте точное название своему чувству: «я удивлена», «огорчена», «боюсь». Назовите причину, которая заставляет вас чувствовать именно так. 

Педагог-психолог раздает схемы и разбирает ситуацию «Почему Ваня не хочет идти в детский сад?». Педагоги проигрывают собственные ситуации в парах.

Описание: https://vip.1metodist.ru/system/content/image/240/1/-30796838/

 

Рефлексия

5 минут

Педагог-психолог

Наша встреча подходит к концу, и я прошу вас об обратной связи. Что вам показалось интересным на семинаре - практикуме? Что вы будете применять в работе? Чего не хватило?

Педагоги отвечают.

Педагог-психолог

Спасибо за совместную работу. Помните, что умение достойно вести себя в конфликтной ситуации говорит о том, что вы – зрелая личность, воспитанный и адекватный педагог.