Сценарий семинара для педагогов по экологическому воспитанию «Как формировать у детей интерес и бережное отношение к природе летом»

Участники

Старший воспитатель, педагоги.

Цель

Совершенствовать условия в дошкольной организации для экологического воспитания детей с учетом требований ФГОС ДО.

Задачи

Материалы

Карточки с задачами экологического воспитания, которые указаны в образовательной программе детского сада.

Оборудование

Магнитная доска, ватман, изображение корзины; для каждого педагога – «ягоды» из бумаги (красного и зеленого цветов), фишки (красные и желтые), цветные карандаши, фломастеры, маркеры.

Примерное время

1 час 30 минут.

Работу по экологическому воспитанию детей педагоги проводят в течение учебного года. Однако летом у них появляется больше возможностей, чтобы знакомить дошкольников с природой. Поэтому в начале летнего периода важно напомнить им цели и задачи экологического воспитания, которые указаны в образовательной программе детского сада. Воспользуйтесь готовым сценарием и проведите семинар для педагогов.

В начале летней оздоровительной работы проведите с педагогами семинар. В ходе встречи подведите итоги их работы по экологическому воспитанию детей за учебный год и поставьте задачи на ближайший период. Несложные тематические задания помогут педагогам проанализировать свою деятельность с дошкольниками и напомнят им задачи экологического воспитания летом.

Как подготовиться к семинару

Работу по подготовке к семинару «Как формировать у детей интерес и бережное отношение к природе летом» можно разделить на два этапа. На первом этапе проведите предварительные консультации на темы: «Создание экологического проекта», «Совершенствование экологической развивающей предметно-пространственной среды в детском саду». Затем организуйте тематический контроль «Состояние работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников», проанализируйте полученную информацию и составьте справку по итогам контроля.

Педагоги на данном этапе организуют педагогическую диагностику детей по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел программы «Ознакомление с миром природы»). После диагностики они проводят самоанализ педагогической деятельности и отвечают на вопросы: что удалось реализовать в работе по экологическому воспитанию дошкольников, в течение учебного года и какие были минусы (недочеты) в работе по экологическому воспитанию детей.

На втором этапе продумайте задания для педагогов, которые помогут им актуализировать знания о задачах экологического воспитания детей дошкольного возраста в летний период, проявить творческие способности и оценить свою работу с дошкольниками в рамках экологического воспитания. Также заранее подготовьте карточки с задачами экологического воспитания, которые указаны в ООП ДО вашей дошкольной организации, и необходимое оборудование.

Как провести семинар

В ходе семинара предложите педагогам выполнить задания с рефлексией, которые запланировали. Поддерживайте конструктивный диалог с коллегами, следите за активностью каждого педагога.

Игра «Что? Где? Когда?» позволит педагогам дать аргументированные ответы на вопросы по теме семинара. Демонстрация с помощью пантомимы содержания стихотворения предоставит им возможность проявить творческий потенциал.

Особое внимание педагогов обратите на задания – определить возрастную группу по задачам ООП ДО и составить интеллект-карту по экологическому воспитанию детей. В конце обсудите результаты выполнения заданий. Это поможет педагогам закрепить умение работать в команде, слушать и слышать, аргументированно доносить информацию. 

Рефлексия «Корзина ягод»

20 минут

Педагоги сидят полукругом за столами. Перед ними магнитная доска с изображением корзины.

Старший воспитатель

Уважаемые коллеги, в начале семинара предлагаю вам ответить на два вопроса. Свои ответы запишите на красной и зеленой «ягодах». Затем мы разместим все «ягоды» в корзине на магнитной доске.

Педагоги на красной «ягоде» пишут ответ на вопрос: «Что удалось реализовать в работе по экологическому воспитанию дошкольников в течение учебного года?». На зеленой «ягоде – «Какие были минусы (недочеты) в работе по экологическому воспитанию детей?».

Старший воспитатель

Как мы видим, в корзине преобладают красные «ягоды». Это значит, что в течение года вы проделали большую работу в рамках экологического воспитания детей. Но есть в корзине и зеленые «ягоды». Поэтому сегодня мы поговорим не только об успехах, но и о планах, которые предстоит выполнить.

Вы знаете, что именно на этапе дошкольного детства ребенок получает первоначальные представления о природе, разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии – если взрослые, которые окружают ребенка, сами обладают экологической культурой, знают и понимают общие для всех людей экологические проблемы.

В нашем детском саду экологическому воспитанию детей уделяется особое внимание. Зимний сад с животными, птицами, растениями, оборудованием для экспериментальной деятельности предоставляет большие возможности, чтобы обеспечить детям практический опыт общения с живой природой. Накопленный опыт работы в этом направлении вам сегодня пригодится, позволит высказать свои суждения и ответить на вопрос: «Как сформировать у детей интерес и бережное отношение к природе?». И в этом нам поможет игра «Что? Где? Когда?». Прошу вас ответить на вопросы.

Игра «Что? Где? Когда?»

25 минут

Старший воспитатель задает педагогам вопросы. 

Старший воспитатель

Кто готов ответить, поднимите руку. 

После ответа одного педагога остальные его дополняют.

Вопросы:

В чем, на ваш взгляд, отличительные особенности ознакомления детей с природой и экологического воспитания?

В основе экологического воспитания детей три кита: знания, чувства, деятельность. Что является приоритетом?

В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать охране природы?

Как проявляется любовь, бережное и заботливое отношение детей к природе?

Какую, на ваш взгляд, работу с родителями нужно проводить в рамках экологического воспитания детей?

Кто из классиков русской и зарубежной литературы воспевал природу в своих произведениях?

 

Старший воспитатель и педагоги обсуждают ответы на вопросы.
Затем старший воспитатель проводит рефлексию «Тюльпаны цветут».

 

Рефлексия «Тюльпаны цветут»

20 минут

Старший воспитатель озвучивает предполагаемые результаты работы педагогов. Педагоги кладут на стол фишку красного цвета, если по конкретному пункту достигнут положительный результат, и фишку желтого цвета – если утверждение не соответствует действительности.

Старший воспитатель

Дети вашей группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.

Вы показали детям взаимосвязь всего живого: они знают, что нет вредных живых существ.

В течение года вы постоянно проводили с детьми наблюдения за природой.

Наблюдения за объектами природы вы интегрируете с занятиями по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи.

Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети.

На участке вашей группы есть кормушки.

Летом вы с детьми собирали корм для птиц.

На участке вашей группы есть скворечник.

Дети знают о пользе насекомых и бережно относятся к ним.

В вашей группе есть библиотека книг о природе.

Дети знают стихи на тему бережного отношения ко всему живому.

В группе регулярно оформляется наглядная агитация для родителей по экологическому воспитанию детей.

Старший воспитатель

Посмотрите на весеннюю поляну красных тюльпанов. Преобладание красных фишек на столах говорит о положительных результатах вашей работы по экологическому воспитанию детей. То же показала тематическая проверка.

Старший воспитатель зачитывает справку по итогам тематического контроля
«Состояние работы по экологическому воспитанию детей».

Старший воспитатель

По итогам тематического контроля вынесены следующие рекомендации:

запланировать и проводить совместные с детьми и родителями экологические вечера, викторины, КВН;

пополнить игровым, дидактическим и наглядным материалом уголки природы в группах и экологическую комнату детского сада;

организовать работу с детьми по созданию тематических книжек-самоделок о природе.

Упражнение «Расскажи стихотворение с помощью жестов»

25 минут

Старший воспитатель

Мы знаем, что эмоциональная составляющая играет важную роль в ознакомлении дошкольников с природой. Выразительность речи, жестов взрослого помогает лучше раскрыть красоту природы. Предлагаю вам проявить свои творческие способности и продемонстрировать с помощью пантомимы содержание стихотворений. Для этого прошу разделиться на три подгруппы. На подготовку – три минуты.

Стихотворения для пантомимы:

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
С
бежали мутными ручьями
На потопленные луга…
(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Зима недаром злится,
Пришла ее пора –
Весна в окно стучится
И
гонит со двора…
(Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»)

Гуляют тучи золотые
Н
ад отдыхающей землей,
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой;
Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветер в листьях осины
Трепещет пойманным крылом…
(И. С. Тургенев «Весенний вечер»)

Старший воспитатель

Коллеги, летний период уже начался, и я предлагаю вам вспомнить цели и задачи экологического воспитания дошкольников, которые указаны в образовательной программе нашего детского сада.

Старший воспитатель раздает карточки с задачами экологического воспитания. Педагоги определяют, в какой группе реализуются эти задачи. На выполнение задания – 10 минут.

Старший воспитатель

Итак, таковы задачи экологического воспитания детей в каждой из возрастных групп на ближайший период. Эти карточки вы можете забрать с собой в группу, чтобы они всегда были у вас под рукой. На основании этих целей и задач, а также методов и приемов, которые вы используете в работе с детьми в этом направлении, предлагаю составить общую интеллект-карту «Экологическое воспитание в дошкольной организации». Она поможет вам реализовать план работы с детьми и родителями и решить поставленные на летний период задачи.

Педагоги совместно составляют интеллект-карту «Экологическое воспитание в дошкольной организации» и презентуют ее старшему воспитателю. На выполнение задания – 30 минут.