Сценарий-семинара-практикума-для-педагогов-«Как-общаться-с-агрессивно-настроенными-родителями».pdf

Сценарий семинара-практикума для педагогов «Как общаться с агрессивно
настроенными родителями»
Участники
Педагог-психолог, педагоги.
Цель
Организовать семинар-практикум для педагогов.
Задачи
Научить педагогов избегать конфликтных ситуаций и использовать способы конструктивного взаимодействия с
родителями.
Материалы
Шпаргалка «Приемы активного слушания для педагогов», схема «Прием “Я-высказывание” для педагогов».
Примерное время
45 минут.
В ноябре проведите с педагогами семинар-практикум «Как общаться с агрессивно настроенными родителями». Начните его с
релаксационного упражнения. Поговорите с воспитателями о необходимости контролировать позу при общении, использовать
технику активного слушания и «Я - высказывания». Проработайте конкретные ситуации из практики воспитателей, чтобы
закрепить материал.

Приветствие
1 минута
Педагог-психолог
Здравствуйте, уважаемые педагоги! В нашей работе мы каждый день погружаемся в мир детства и непосредственности. Мы
играем вместе с нашими воспитанниками, учим их, воспитываем, смеемся рядом с ними, а иногда огорчаемся. Но у этого мира
есть еще одна сторона – это родители, с которыми мы встречаемся каждый день. К сожалению, с ними не всегда удается
избежать проблемных коммуникаций.
Цель нашей встречи – научиться избегать конфликтных ситуаций и находить способы взаимодействовать конструктивно. Часто
родители не до конца понимают значимость педагога, воспринимают его скорее как менеджера, при этом сами выступают в роли
«заказчика». Случается, что родители не готовы разбираться в ситуации и ведут себя агрессивно по отношению к воспитателю.
Мы поговорим о том, как сделать так, чтобы избежать таких случаев или выйти из них достойно.

Упражнение «Волшебный туннель»
10 минут
Педагог-психолог
Вначале выполним упражнение, которое поможет нам побороть агрессию в себе. Сейчас мы мысленно «пройдем по туннелю».
Сядьте удобно. Мы будем извлекать волшебное тепло из наших рук. Для этого в течение нескольких секунд потрите ладони друг
о друга. Закройте глаза ладонями так, чтобы получился «вакуум» вокруг глаз. Если есть возможность, обопритесь локтями о
стол. В таком положении можно сидеть несколько минут, но сейчас мы ограничимся двумя минутами. Мы находимся в туннеле,
вокруг нас – пустота и спокойствие.
Педагог-психолог включает спокойную музыку и читает текст упражнения. Педагоги выполняют его.
Педагог-психолог
Здесь нам тепло и спокойно. В этом туннеле мы можем постоять на месте, посмотреть по сторонам, сколько нам захочется, а
потом идти вперед. Впереди нас ждет что-то хорошее, доброе, светлое. Мы идем, и нас ничего не беспокоит. В любой момент
мы можем остановиться и отдохнуть, а потом идти дальше. Нам хорошо и спокойно. И вот мы дошли до конца туннеля и сейчас
увидим свет, который принесет нам радость, спокойствие, гармонию. Теперь мы откроем глаза.
Педагоги делятся впечатлениями: что почувствовали, хватило ли времени успокоиться.

Упражнение «Значение позы»
10 минут
Педагог-психолог
Мы нашли один из способов, как помочь себе побороть агрессию. А теперь попробуем разобраться, как вести себя с агрессивно
настроенным человеком. Часто наше состояние показывает поза, и когда мы ее меняем, то можем поменять и состояние.
Давайте попробуем прочувствовать, как это происходит. Поделитесь на две группы и встаньте друг напротив друга. Сейчас
педагоги из первой группы должны опустить плечи, ссутулиться и произнести слова: «Я вас боюсь». Педагоги второй группы,
напротив, расправят плечи, поднимут голову и произнесут: «Я это знаю». Затем вы поменяетесь ролями.
Педагоги выполняют упражнение.
Педагог-психолог

Что вы чувствовали, когда стояли с опущенными плечами в роли жертвы? Как видели «жертву» со стороны? Правильно ли
делают педагоги, когда выбирают «позу жертвы» в общении с родителями?
Педагоги отвечают на вопросы и подводят итог упражнению.

Упражнение «Активное слушание»
10 минут
Педагог-психолог
Поговорим о том, как вести переговоры с родителями и подняться с позиции «жертвы» до уровня партнерского общения.
Посмотрите на три приема, которые помогают наладить конструктивное взаимодействие. Это уточнение, парафраз,
резюмирование.
Давайте разобьемся на пары и проиграем ситуации с этими приемами. Первую ситуацию предлагаю я: «Разъяренный родитель
предъявляет педагогу претензии: “Почему Ваня в последнее время не хочет идти в детский сад?”»
Педагог-психолог раздает педагогам шпаргалки с приемами активного слушания. Педагоги проигрывают ситуации в парах при
помощи психолога, а потом самостоятельно.

Педагог-психолог
Что вы чувствовали в роли воспитателя, когда отвечали и при этом использовали приемы активного слушания? Что чувствовали
в роли родителя?
Педагог-психолог
Давайте попробуем проиграть другие ситуации и проверить, как приемы активного слушания сработают на них.
Педагоги предлагают свои примеры конфликтных ситуаций и проигрывают их в парах.

Упражнение «Я - высказывание»
10 минут
Педагог-психолог
Упражнение «Я -высказывание» тоже направлено на конструктивное взаимодействие. Я раздам вам схемы, как с помощью этого
приема реагировать на агрессивный выпад родителя. Вначале опишите ситуацию языком фактов. Дайте точное название
своему чувству: «я удивлена», «огорчена», «боюсь». Назовите причину, которая заставляет вас чувствовать именно так.
Педагог-психолог раздает схемы и разбирает ситуацию «Почему Ваня не хочет идти в детский сад?». Педагоги проигрывают
собственные ситуации в парах.

Рефлексия
5 минут
Педагог-психолог
Наша встреча подходит к концу, и я прошу вас об обратной связи. Что вам показалось интересным насеминаре - практикуме?
Что вы будете применять в работе? Чего не хватило?
Педагоги отвечают.
Педагог-психолог
Спасибо за совместную работу. Помните, что умение достойно вести себя в конфликтной ситуации говорит о том, что вы –
зрелая личность, воспитанный и адекватный педагог.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».